Саморегулирование в строительной отрасли является относительно новым, но быстро развивающимся явлением в российской экономике. Оно представляет собой альтернативный механизм государственному регулированию, основанный на передаче части контрольных и надзорных функций саморегулируемым организациям (СРО), объединяющим субъектов предпринимательской деятельности в сфере строительства, проектирования и изысканий. Переход к саморегулированию был обусловлен необходимостью повышения качества строительных работ, снижения административных барьеров и оптимизации государственного контроля.
Предпосылки и цели введения саморегулирования
До введения системы саморегулирования строительная отрасль характеризовалась высоким уровнем бюрократии, коррупции и некачественного строительства. Лицензирование, как основной инструмент государственного регулирования, не смогло обеспечить должный уровень контроля за деятельностью строительных компаний. Лицензии выдавались формально, без учета реальной квалификации и опыта организаций, что приводило к снижению ответственности и увеличению рисков.
Основными целями введения саморегулирования были:
- Повышение качества и безопасности строительных работ.
- Снижение административных барьеров для участников рынка.
- Развитие конкуренции и стимулирование инноваций.
- Повышение ответственности членов СРО за результаты своей деятельности.
- Минимизация негативного влияния человеческого фактора в процессе контроля и надзора.
Основные принципы и механизмы саморегулирования
Саморегулирование в строительстве основывается на следующих принципах:
- Добровольность членства в СРО.
- Обязательность соблюдения установленных СРО стандартов и правил.
- Ответственность членов СРО за нарушение установленных требований.
- Контроль СРО за деятельностью своих членов.
- Независимость СРО от органов государственной власти.
Механизм саморегулирования включает в себя следующие элементы:
- Создание и функционирование СРО. СРО создаются субъектами предпринимательской деятельности на добровольной основе. Для получения статуса СРО организация должна соответствовать установленным законом требованиям, в том числе иметь сформированный компенсационный фонд, утвержденные стандарты и правила деятельности, а также обеспечить наличие квалифицированных специалистов у своих членов.
- Разработка и утверждение стандартов и правил. СРО разрабатывают и утверждают собственные стандарты и правила, устанавливающие требования к качеству строительных работ, безопасности объектов капитального строительства, квалификации персонала и другим аспектам деятельности членов СРО.
- Контроль за деятельностью членов СРО. СРО осуществляют контроль за соблюдением членами СРО установленных стандартов и правил. В случае выявления нарушений СРО применяют меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из членов СРО.
- Обеспечение имущественной ответственности. СРО несут солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда третьим лицам в результате некачественного выполнения строительных работ. Обеспечение имущественной ответственности осуществляется за счет средств компенсационного фонда СРО.
Функции саморегулируемых организаций
СРО осуществляют следующие основные функции:
- Разработка и утверждение стандартов и правил предпринимательской деятельности.
- Контроль за соблюдением членами СРО установленных стандартов и правил.
- Представление интересов своих членов в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.
- Организация повышения квалификации специалистов своих членов.
- Рассмотрение жалоб и обращений в отношении деятельности членов СРО.
- Применение мер дисциплинарного воздействия к членам СРО, нарушившим установленные стандарты и правила.
- Обеспечение информационной открытости деятельности СРО.
Преимущества и недостатки саморегулирования
Саморегулирование в строительстве имеет ряд преимуществ по сравнению с государственным регулированием:
- Более гибкий и оперативный механизм реагирования на изменения в отрасли.
- Учет специфики конкретных видов деятельности.
- Повышение ответственности участников рынка за результаты своей деятельности.
- Снижение административных барьеров.
- Развитие конкуренции и стимулирование инноваций.
Вместе с тем, саморегулирование имеет и ряд недостатков:
- Риск сговора между членами СРО и снижения требований к качеству работ.
- Возможность злоупотреблений со стороны руководства СРО.
- Недостаточная развитость системы контроля за деятельностью СРО со стороны государства и общества.
- Сложность обеспечения имущественной ответственности в случае масштабных происшествий.
Проблемы и перспективы развития саморегулирования
Несмотря на позитивные результаты, система саморегулирования в строительстве сталкивается с рядом проблем:
- Недостаточное доверие к СРО со стороны общества и потребителей.
- Формальный подход к контролю за деятельностью членов СРО.
- Недостаточная квалификация специалистов СРО.
- Коррупционные проявления.
- Несовершенство законодательной базы.
Для дальнейшего развития саморегулирования необходимо:
- Повышение прозрачности деятельности СРО.
- Усиление государственного контроля за деятельностью СРО.
- Развитие системы независимой оценки квалификации специалистов.
- Усиление ответственности членов СРО за нарушение установленных требований.
- Совершенствование законодательной базы.
- Развитие механизмов общественного контроля за деятельностью СРО.
Заключение
Саморегулирование в строительной отрасли является важным инструментом повышения качества строительства, снижения административных барьеров https://1777.ru/stavropol/samoregulirovanie-v-stroitelnojj-otrasli и развития конкуренции. Однако для достижения поставленных целей необходимо решать существующие проблемы и совершенствовать механизмы саморегулирования. Только при условии эффективного функционирования системы саморегулирования возможно создание благоприятных условий для развития строительной отрасли и обеспечения безопасности и комфорта проживания граждан. Усилия должны быть направлены на повышение доверия всех заинтересованных сторон к данной системе и обеспечение ее прозрачности и подотчетности. Дальнейшее усовершенствование нормативной базы и механизмов контроля будет способствовать более эффективному функционированию саморегулируемых организаций и достижению целей, ради которых они были созданы.