Подлинная история боевого самбо

Хронология эволюции самбо

Эта история самбо соответствует описанию России Уинстоном Черчиллем как “загадки, окутанной тайной, внутри загадки.”Я провел более десяти лет, исследуя, путешествуя и изучая множество слоев лука. То, что вы читаете об этой истории, может быть, и не является истиной в последней инстанции, но это наиболее разумный набор убедительной лжи, которую никто на сегодняшний день не смог точно развенчать. Всего десять лет назад нигде нельзя было найти никакой информации. Новые поколения не дожили до “холодной войны” и феномена тайных уловок, которые она институционализировала в сомбо. Я надеюсь заполнить этот пробел, поделившись своей версией истории. Самбо (по-русски: самбо, но в США его также называют Сомбо, а иногда пишут заглавными буквами СОМБО) — это современное боевое искусство, Федерация Самбо официальный сайт, боевой вид спорта и система самообороны, разработанная в бывшем Советском Союзе и признанная официальным видом спорта Всесоюзным спортивным комитетом СССР в 1938 году, представленная Анатолий Харлампиев. Это слово является аббревиатурой САМозащита Без Оружия (Самозащита без оружия), что в переводе на русский означает «самооборона без оружия». Этот стиль грэпплинга уходит своими корнями в традиционные народные стили борьбы, такие как армянский Кох, грузинский Чидаоба, молдавский тринт, узбекский кураш и монгольский хапсагай, а также в боевые традиции Запада и Дальнего Востока. Мораль истории, которой я хочу поделиться с вами, заключается в том, что эти три вены бьются из одного сердца.

Три патриарха: Спиридонов, Ощепков, Харлампиев

Основатели этого стиля намеренно перебрали все доступные им мировые боевые искусства, чтобы усовершенствовать систему рукопашного боя своих вооруженных сил.Их особая концентрация, уникальные перспективы и индивидуальные открытия привели к трем различным вкусам. Основателем был Василий Ощепков, русский, который в 19 лет был принят в японскую школу Кодакан профессором Дзигоро Кано в 1911 году. В 1913 году Ощепков стал первым россиянином, четвертым европейцем в истории, получившим черный пояс по дзюдо (в конечном итоге заработав свой нидан; черный пояс второй степени в 1917 году из тогда только пяти степеней). В 1921 году Ощепков служил в Красной Армии в качестве командира, тайно выезжал на задания специального назначения в Китай, где изучал ушу. Ощепков наблюдал, как Кано превращал Тэндзин Синьо Рю джиу-джитсу и Кито Рю джиу-джитсу в то, что он назвал дзюдо. Ощепков признал гениальность Кано в превращении джиу-джитсу в целенаправленный образовательный процесс. Когда он вернулся в Россию, он преподавал дзюдо элитным силам Красной Армии в Центральном доме Красной Армии. Он использовал философию Кано в формулировании раннего развития своего нового русского искусства. Самбо частично родилось из исконно русского и других региональных стилей грэпплинга и единоборств, подкрепленных наиболее полезными и адаптируемыми концепциями и техниками из остального мира. Его раннее развитие стало результатом независимых усилий другого россиянина, Виктора Спиридонова, ветерана Первой мировой войны, по интеграции техники джиу-джитсу в местные стили борьбы. Его “мягкий стиль” был основан на том факте, что он получил штыковое ранение во время русско-японской войны, в результате чего его левая рука осталась хромой.

В 1918 году Ленин создал Всеобщее военное обучение или “Всеобщую военную подготовку” под руководством Н.И. Подвойского для обучения Красной Армии. Задача разработки и организации подготовки российских военных по рукопашному бою выпала на долю К. Ворошилов, который, в свою очередь, создал центр физической подготовки НКВД “Динамо”.

Спиридонов был одним из первых инструкторов по грэпплингу и самообороне, нанятых в «Динамо». Будучи “исследователем боевых искусств” в «Динамо», он изучал дзюдо и джиу-джитсу, греко-римскую борьбу, американскую борьбу с захватом, неспортивный британский боксерский бой и голландский силат, а также многие славянские стили борьбы.

И Ощепков, и Спиридонов надеялись, что российские стили могут быть улучшены путем вливания техник, извлеченных из джиу-джитсу Кано, в новый стиль грэпплинга “дзюдо”. В 1923 году Ощепков и Спиридонов сотрудничали с группой других экспертов по гранту от советского правительства для улучшения системы рукопашного боя Красной Армии. Спиридонов предполагал объединить все мировые боевые системы в один всеобъемлющий стиль, который мог бы адаптироваться к любой угрозе. Ощепков сосредоточился на создании неизменно успешного формата соревновательных боев для обучения различных подразделений советской армии.

Их команда разработчиков пополнилась Анатолием Харлампиевым и Иваном Васильевичем Васильевым, которые также путешествовали по миру, чтобы изучать родные боевые искусства мира. За десять лет их каталог техник сыграл важную роль в формулировании ранних рамок этого искусства. Здесь усовершенствования Ощепкова и Спиридонова в русской борьбе перешли в систему рукопашного боя военных.

Харлампиева часто называют “отцом сомбо”. Возможно, это во многом семантика, поскольку только у него хватило долголетия и политических связей, чтобы оставаться в искусстве, пока новая система называлась “Самбо”. Однако политические маневры Харлампиева единолично привели к тому, что Комитет спорта СССР принял его в качестве официального вида единоборств Советского Союза в 1938 году – определенно “рождение” стиля.

Спиридонов, однако, был первым, кто фактически начал называть новую систему Samoz, сокращенно от “Самозащита” или самозащита. Самоз был более мягкой, похожей на айкидо системой, которую могли использовать маленькие, более слабые практикующие или даже раненые солдаты и секретные агенты. Вдохновение Спиридонова на разработку Самоза было вызвано полученной им травмой, которая сильно ограничила его возможности. Усовершенствованные версии стиля все еще используются сегодня или объединены с конкретными приложениями для удовлетворения потребностей современных российских коммандос.

Каждая техника стиля была тщательно проанализирована и рассмотрена на предмет ее достоинств, и, если была признана приемлемой в рукопашном бою, усовершенствована для достижения конечной цели самбо: остановить вооруженного или невооруженного противника за минимально возможное время. Таким образом, лучшие приемы джиу-джитсу и его более конкурентоспособного кузена дзюдо вошли в репертуар стилей. Когда техники были усовершенствованы, они были вплетены в приложения для личной самообороны, полиции, контроля толпы, пограничников, тайной полиции, защиты высокопоставленных лиц, персонала психиатрических больниц, военных и коммандос.

В 1929 году Ощепкова пригласили в «Динамо», где он принял спортивную форму САМОЗА в сочетании с концепцией дзюдо Рандори (соревновательный акт применения приемов против полностью сопротивляющихся, непослушных, несговорчивых партнеров, которые пытались одинаково применять приемы) и физической подготовкой ушу для формированиястиль.

Ощепков был очарован принципом тренировки «сила на силу» с полностью сопротивляющимся партнером, чтобы испытать требования времени и ритма для применения техник. Он регулярно проводил соревнования между ленинградскими и московскими спортивными залами, чтобы проверить свои теории и приемы на практике. Изучение Ощепковым физической подготовки, ранней кинезиологии и биомеханики у таких пионеров, как Мюллер, Бук и Сурен, было таким же важным вкладом, как методология Рандори по тренировке приемов с сопротивлением.

Ленинградский спорткомитет отменил соревнования Ощепкова между ленинградскими и московскими бойцами. Советский государственный режим не хотел признавать роль японского дзюдо в новом фристайле (еще не получившем официального названия).) Государство настаивало на том, чтобы исключить все упоминания о дзюдо. Ощепков направил резкие критические письма во Всесоюзный спортивный комитет, Армейскую инспекцию физической культуры и спорта, в Московские, Ленинградские, украинские и Закавказские институты физической культуры.

В 1937 году вся страна находилась под давлением ночных арестов. Лозунг “лучше арестовать десять невиновных, чем упустить одного шпиона” лег в основу внутренней службы безопасности того года. Критерий криминальной неблагонадежности был очень прост: человека арестовывали, если он совершал зарубежные поездки или имел родственников или друзей в других странах. Поскольку Ощепков жил в Японии, обучаясь непосредственно у Кано, он принадлежал к этой категории. 29 сентября 1937 года в постановлении говорилось: “Ощепков Василий Сергеевич достаточно разоблачен как японский шпион … гражданин Ощепков привлечен к ответственности по статье 58 статьи 6”. В ночь на 1 октября 1937 года он был арестован в своем доме. Несмотря на то, что убежденного патриота ошибочно обвинили в том, что он японский шпион, через десять дней после ареста Ощепкова отправили в Сибирский гулаг и впоследствии застрелили в голову за его братание с “японскими империалистами”.

На данный момент самбо исчезло бы, если бы не политическая смекалка одного из учеников Ощепкова, Анатолия Харлампиева, который использовал хитрую дипломатию, чтобы пересмотреть историю искусства. Харлампиев изменил стиль, превратив его в сборник приемов из разных советских республик, исключительно советскую боевую систему и спорт, ориентированный на государство.

В 1938 году история самбо Харлампиева была признана, что неудивительно, Всесоюзным Государственным спортивным комитетом как его творение, основанное на советских тренировочных методиках и наследии. С этого момента оно будет известно как боевое искусство Родины. Его приверженцы и пропагандисты окружили его всем патриотическим национализмом, присущим бывшему Советскому Союзу.

В 1942 году тайная школа специальных военных операций подготовила профессиональных убийц по имени Волкодав (волк-убийца). 18 тренеров школы находились под руководством двукратного Героя Советского Союза и капитана морской разведки Николая Леонова, заклятого врага Адольфа Гитлера. Их обучение неофициально называлось “система выживания в экстремальных условиях” (иногда просто “система” или Система, а иногда просто “выживание” или Выживание). Оно было предназначено исключительно для офицеров Спецназа Советской армии ГРУ.

Одним из лучших выпускников этой школы был Алексей Кадочников, которого часто называют “Дедушкой” и легендой советского спецназа. Кадочников привнес свою академическую инженерию в эту биомеханическую перспективу как прямое обучение традиции Спиридонова. Он установил принцип эффективности в качестве основного акцента во всех тренировках. Стиль рукопашного боя, разработанный Кадочниковым, является прямым потомком школы Спиридонова.

В 1970-х годах русское искусство наводнило международную арену соревнований по дзюдо и полностью изменило представление о том, что значит бороться. Советские самбисты были настолько сильны и успешны в соревнованиях по дзюдо, что в правила были внесены изменения, ограничивающие использование их уникальных сильных сторон и навыков.

В 1980 году самбо было демонстрационным видом спорта на Олимпийских играх в Москве, Россия. Однако из-за бойкотов ему не удалось собрать достаточное количество участников для дальнейшего включения в игру с участием. Это был почти похоронный звон для дисциплины, поскольку менее чем через 20 лет Советский Союз падет, а вместе с ним и все спортивные программы, спонсируемые государством, включая российское боевое искусство.

По данным Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA), это одна из четырех основных форм любительской соревновательной борьбы, практикуемых сегодня на международном уровне, остальные три — греко-римская борьба, вольная борьба и дзюдо. FILA приняла его в качестве 3-го стиля международной борьбы в 1968 году, пока в 1985 году не создала собственную организацию — Международную федерацию любительского самбо (FIAS).

В середине 1980-х годов стали проводиться соревнования по боевому самбо. Эти “беспрекословные” соревнования по смешанным единоборствам приглашали любого бойца любого уровня подготовки посоревноваться в победе нокаутом или в соревновании только сабмишном. Несмотря на то, что его называют варварским, это дало новую жизнь искусству.