Сухопутный ЗРК «Тор-М2». Фото Минобороны РФ
В 1986 г. на вооружение войсковой ПВО Советской армии поступил новейший зенитный ракетный комплекс ближнего действия 9К330 «Тор». В дальнейшем было проведено несколько крупных модернизаций, и процесс совершенствования этого ЗРК не прекращается. Предлагается как повышение всех основных характеристик, так и расширение сфер применения. На основе современной модификации «Тор-М2» предлагается сделать ЗРК для кораблей военно-морского флота.
Межвидовые вопросы
В январском номере журнала «Национальная оборона» было опубликовано интервью с генеральным директором Ижевского электромеханического завода «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей») Фанилом Зиятдиновым. Руководитель предприятия рассказал о текущих работах и планах, в т.ч. затрагивающих дальнейшее развитие семейства ЗРК «Тор».
Совершенствование этих комплексов осуществляется за счет перехода на новую элементную базу. Кроме того, ведутся работы по дальнейшему расширению номенклатуры т.н. несущей базы. В частности, ожидается появление опытного образца на плавающем колесном шасси. Еще больше интересных статей вы найдете на страницах нашего https://zen.yandex.ru/id/5f5f3444c32b9d45e98defbb дзен канала.
Пусковая установка ЗРК «Кинжал» на борту БПК «Адмирал Виноградов». Фото US Navy
Также ИЭМЗ «Купол» изучает вопросы превращения сухопутного комплекса «Тор-М2» в межвидовой. Работы по созданию корабельного ЗРК уже начались. При этом Ф. Зиятдинов не стал раскрывать даже примерные характеристики и возможности подобной модификации комплекса. Сроки его появления и потенциальные носители тоже остались неизвестными.
Ракетная унификация
В контексте морской модификации изделия «Тор-М2» необходимо вспомнить комплекс 3К95 «Кинжал». Он разрабатывался в середине восьмидесятых силами НПО «Альтаир», МКБ «Факел», КБ «Старт» и других предприятий. После длительных и непростых испытаний, в 1989 г. комплекс «Кинжал» приняли на вооружение ВМФ СССР и рекомендовали к установке на корабли разных типов.
В состав ЗРК «Кинжал» вошел специально разработанный антенный пост 3Р95 с фазированной антенной решеткой и оптико-электронным блоком. Также были созданы новые быстродействующие автоматизированные системы обработки данных и управления стрельбой. Пост 3Р95 отвечал за обнаружение воздушных целей на дальностях до 45 км, а также обеспечивал стрельбу ракетами или из орудия АК-630.
Антенный пост 3Р95 из состава «Кинжала». Фото Wikimedia Commons
Для ЗРК «Кинжал» в МКБ «Факел» разработали зенитную управляемую ракету 9М330-2 – доработанную версию ЗУР 9М330 из состава сухопутного ЗРК «Тор». Характеристики ракеты в целом остались на прежнем уровне – дальность до 12 км и высотность до 6 км. С ракетами используется подпалубная пусковая установка барабанного типа с 8 ячейками для контейнеров ракет.
ЗРК 3К95 устанавливался на корабли нескольких типов поздней советской разработки. Наиболее примечательным носителем «Кинжала» является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». На нем имеется 24 пусковые установки с общим боекомплектом из 192 ракет. В габариты отсеков тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 1144 удалось вписать 16 установок. Большие противолодочные корабли пр. 1155 несут по восемь таких изделий, а на сторожевиках пр. 11540 ставилось по четыре.
«Тор» на корабле
Корабельный «Кинжал» унифицирован с сухопутным «Тором» только по используемой ЗУР. Какие-либо попытки расширения унификации и/или адаптации армейского зенитного комплекса к нуждам флота не предпринимались в течение нескольких десятилетий. Однако в октябре 2016 г. провели любопытный эксперимент, показавший принципиальную возможность использования изделия «Тор-М2» не только на суше.
Подготовка к испытаниям «Тора-М2КМ» на борту «Адмирала Григоровича». Фото ИЭМЗ «Купол»
В ходе испытаний ЗРК «Тор-М2КМ» в контейнерном исполнении погрузили на фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» и закрепили на его вертолетной площадке. Интеграция комплекса в корабельные системы управления не осуществлялась, «Тор» работал как самостоятельная боевая единица на позиции.
Корабль с ЗРК на борту вышел на один из морских полигонов, после чего начались стрельбы. При помощи ракеты-мишени имитировалась атака на фрегат. «Тор-М2КМ» успешно обнаружил угрозу и отреагировал на нее. Условная противокорабельная ракета была поражена первым пуском ЗУР. Необычный носитель, качка и другие характерные факторы не помешали выполнению учебно-боевой задачи.
Настоящий корабельный
Эксперименты с «Тором-М2КМ» в контейнерном варианте представляют большой интерес. Они показали, что такой ЗРК можно установить на морской платформе и успешно использовать, усилив ее ПВО. Также удалось собрать массу разнообразной информации для дальнейших работ. Однако опробованный вариант размещения комплекса имеет весьма ограниченную практическую ценность, поскольку исключает работу палубного вертолета.
Модуль ЗРК на вертолетной площадке. Фото ИЭМЗ «Купол»
Очевидно, что для применения на кораблях ЗРК «Тор-М2» нуждается в серьезной переработке. В первую очередь, придется отказаться от существующей архитектуры с размещением всех агрегатов на общей базе. С учетом корабельной специфики пусковую установку, рабочие места расчета, радиолокационные средства и т.д. следует разделить и, возможно, разместить в разных объемах корпуса и надстройки.
Собственные локаторы зенитного комплекса по основным характеристикам уступают аналогичным системам любого корабля. Поэтому «Тор» должен иметь возможность приема данных от корабельных средств обнаружения. При этом придется сохранить станцию наведения, осуществляющую сопровождение целей и передающую команду на ракеты.
В отличие от старого «Кинжала», современный «Тор-М2» может использовать весь спектр существующих ракет 9М330/331/332. Это известным образом расширит возможности перспективного корабельного ЗРК в сравнении с существующим.
Комплекс в ожидании учебной цели. Фото ИЭМЗ «Купол»
Морские перспективы
Гипотетический морской ЗРК на базе сухопутного «Тора-М2» сможет эффективно решать поставленные задачи и повышать потенциал ПВО корабля-носителя и корабельного соединения. Кроме того, такой комплекс будет иметь очевидные преимущества перед существующим «Кинжалом», использующим те же ЗУР.
Подобный ЗРК может представлять большой интерес для военно-морского флота. Если ВМФ заинтересуется такой разработкой, то в отдаленном будущем на новых и модернизируемых кораблях появится новое средство обороны ближней зоны. Как скоро начнется такое перевооружение нашего флота, и каким кораблям предстоит нести обновленный «Тор» – неизвестно.
Также пока остаются без ответов несколько других важных вопросов. Так, неизвестно, удастся ли создать полноценный корабельный ЗРК, соответствующий всем флотским требованиям. Испытания 2016 г. показали принципиальную совместимость корабля и «Тора-М2КМ», но не раскрыли часть других вопросов.
Пуск ракеты. Фото ИЭМЗ «Купол»
Кроме того, неясно место нового ЗРК в номенклатуре вооружений ВМФ. На вооружении уже состоит целый ряд комплексов ближнего действия, такие как 3М87 «Кортик», 3М89 «Палаш» или 3М47 «Гибка». Создается морская версия «Панциря». Возможно, новой версии «Тора» придется конкурировать с другими отечественными разработками.
Большой интерес
Похоже, ИЭМЗ «Купол» начал разработку одного из самых интересных современных проектов в области противовоздушной обороны. Модернизация существующих ЗРК с наращиванием тех или иных характеристик давно стала привычным делом, чего нельзя сказать о переносе комплексов с сухопутного шасси на морские платформы.
Таким образом, в обозримом будущем состоится несколько громких «премьер». Создаются сразу несколько новых модификаций ЗРК «Тор» с теми или иными особенностями, включая принципиально новую морскую. Как показывает опыт прошлых лет, модернизационный потенциал такого комплекса еще не исчерпан – а освоение еще одного направления в виде корабельной ПВО только увеличит его.
Автор:Рябов Кирилл