История китайского танкостроения

До начала японо-китайской войны 1937 года на вооружении Китая находилась бронетехника исключительно зарубежного производства. Около полусотни Renault FT-17 с пулеметным и пушечным вооружением были закуплены во Франции, еще порядка 20 танков Vickers Mk. E были доставлены из Великобритании. В то же время в Китае появились первые заводы, занимавшиеся ремонтом и техобслуживанием военной техники. О собственном производстве тогда не думали, не было даже полноценного обеспечения запасными частями. Именно поэтому в конце 1920-х – начале 1930-х в Китае могли быть французские танки с американскими двигателями или британские боевые машины с немецкими пушками.

К началу японо-китайской войны руководство страны увеличило объем закупок. В списке поставщиков техники появились СССР и Германия. Львиную долю проданных советских машин составляли легкие танки Т-26. Германия помогла разовой поставкой танков Pz.Kpfw. I. Кстати, ближе к истории вы можете стать на страницах нашего специализированного сайта.

Импорт — наше все: история китайского танкостроения

После окончания Второй мировой войны китайские лидеры решили обновить танковый парк и обратились за помощью к СССР. В страну тут же начали поступать средние танки Т-34-85, самоходки СУ-100, а также тяжелые ИС и ИС-2. Кроме того в войсках начали появляться трофейные средние танки Chi-Ha фирмы Mitsubishi. Фактически это были легкие 16-тонные машины, вооруженные пушками калибра 57мм.

За несколько лет промышленность страны достаточно развилась, чтобы начать проектировать собственные боевые машины. В начале 1950-х годов появилось сразу несколько интересных проектов, среди которых был Т-34-2. С советской «тридцатьчетверкой» он не имел ничего общего и больше напоминал Т-44. Танк уже должен был пойти в серию, но в 1956 году Китай купил техническую документацию и лицензию на производство советского Т-54. Ради этого даже переоборудовали предприятие, которое изначально должно было выпускать танки Т-34-2.

Впоследствии на основе Т-54 был разработан танк WZ-120, ставший одной из основных боевых машин народно-освободительной армии Китая. Из интересных экспериментов конструкторов также можно отметить танк WZ-111 model 1-4. Его разрабатывали в качестве замены советским ИС-2, которые стояли на вооружении китайской армии, но были уже устаревшими. Танк планировали вооружить 122-мм пушкой, но дальше опытного образца дело не пошло.

Хотя Китай достаточно поздно запустил танкостроительную отрасль, государство всегда закупало одни из лучших машин своего времени. Позже, при создании собственной техники, китайцы занимались не тольrо копированием чужих проектов, но и максимизировали потенциал своих танков. В результате модификации нередко превосходили прототипы.